АИС "Центр крови"
Отдел АСУ (презентация АИС Центр Крови).ppt
Развитие Красноярского краевого центра крови №1 началось с 1 марта 1935 года, когда был организован пункт переливания крови при Красноярской городской больнице. В 1954 году была организована Красноярская краевая станция переливания крови, чуть позднее на базе КСПК создана зональная лаборатория государственного контроля препаратов крови Сибири и Дальнего Востока.
Важным этапом развития службы крови в Красноярском крае стал 2002 год. Была произведена реорганизация Красноярской СПК. В ее состав вошли филиалы в городах Канск, Ачинск, Лесосибирск и Минусинск. В 2006 году Красноярская краевая станция переливания крови получила статус Красноярского краевого центра крови №1.
Компьютеризация учреждений службы крови – это один из важных компонентов обеспечения безопасности гемотрансфузионной терапии. А служба крови, как известно, является одной из важнейших стратегических служб здравоохранения Российской Федерации.
В 2002 году началась разработка и внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) “Центр крови” в рамках создания в крае на базе КСПК единого донорского центра (ЕДЦ).
Следовало упорядочить учет доноров, усилить контроль за медицинскими отводами и соблюдением сроков процедур, минимизировать человеческий фактор, максимально ускорить и оградить от ошибок работу с донором, упростить ведение всей сопутствующей документации.
АИС “Центр крови” предназначена для комплексной информатизации процесса заготовки, обследования, хранения, распределения крови и ее компонентов, что позволяет значительно повысить безопасность и продуктивность производства, ввести дополнительные ступени контроля за качеством и обеспечить значительную и оперативную информированность руководства.
На первом этапе компьютеризации была создана и запущена в работу база данных, содержащая полную электронную картотеку доноров, результатов их обследования до процедуры, результатов визитов, картотеку медицинских отводов. В последствии информационная система включила в себя учет всех результатов лабораторных исследованияй (гематология, биохимия, иммуно-гематология, иммуно-ферментные анализы), данных о любой произведенной или полученной продукции с момента состоявшейся процедуры кроводачи до выдачи в лечебно-профилактическую сеть.
На основе данных картотек ведется обязательная первичная проверка доноров на отводы и контроль за соблюдением сроков между процедурами. База данных медицинских отводов (постоянных, либо временных) постоянно пополняется, заносятся все данные об инфекциях, выявленных непосредственно в клиническом лабораторном центре ККЦК №1, и осуществляется импорт данных, которые передаются в электронном либо бумажном виде из других медицинских учреждений, ЛПУ, СЭС и пр.
На всех рабочих местах, где внедряется информационная система, фактически полностью ликвидируются рукописные документы, формы и отчеты. Все листы журналов распечатываются на принтере и, при необходимости хранения, подписываются, а затем подшиваются в папку. Для каждого донора в регистратуре распечатывается одноразовая карта, содержащая полную информацию о нем, о результатах осмотра и предыдущих визитах. После окончания процедуры кроводачи данная карта поступает на хранение в архив. Таким образом, вся электронная информация дублируется на бумажных носителях. Образец карты донора можно посмотреть на рис 2.
Отделом АСУ Красноярского краевого центра крови №1, который я возглавлял, созданы и запущены в работу программные продукты:
- “Регистратура донорского отдела”
- “Регистратура выездной бригады”
- “Регистратура отдела заготовки”
- “Регистратура лабораторного центра”
- “Терапевт”
- “Мониторинг результатов предварительных анализов”
- “Лаборатория”
- “Разбор крови на компоненты”
- “Паспортизация компонентов крови”
- “Карантинизация”
- “Центр управления запасами крови”
Далее приводится краткое описание автоматизированных рабочих мест (АРМ).
Рабочее место “Регистратура донорского отдела”.
Визит донора на станцию переливания крови начинается с посещения регистратуры, где донор предъявляет документ, удостоверяющий личность. Медицинский регистратор находит в базе данных запись, содержащую полную информацию о доноре и его предыдущих визитах. Автоматически в этот момент донор проверяется по базе медицинских отводов и проверяется выполнение сроков процедур.
Если донор не найден в каталоге, регистратор заносит информацию о нем, включающую данные документа, удостоверяющего личность, контактные телефоны, место работы или учебы, место прописки и фактического проживания. Если противо-показаний к кроводаче нет, то на принтере распечатывается карта донора, содержащая полную информацию о доноре и необходимые данные о предыдущих визитах.
Карта донора так же содержим два штриховых кода. Первый уникальным образом присваивается донору в тот момент, когда он первый раз регистрируется в базе данных, второй штриховой код однозначно определяет текущий визит донора. Это облегчает и значительно ускоряет дальнейший доступ к информации, связанной с данным донором либо визитом.
Рис. 1 Вид экранной формы рабочего места “Регистратура донорского отдела”
Рис.2 Образец карты донора
Также в рамках подобного АРМ “Регистратура выездной бригады” существует возможность работы с базой данных на выезде. Выездная бригада имеет персональный компьютер класса Notebook, где находится последняя версия базы данных. Выездная бригада всегда имеет под рукой самую свежую информацию обо всех медицинских отводах, предыдущих визитах и сроках процедур, что позволяет сократить процент брака и возможность повторного забора инфицированной крови. По результатам работы информация заносится в базу в общем порядке.
Рабочее место “Терапевт”
Используя сканер и штриховой код, нанесенный на карточку донора, терапевт оперативно находит всю необходимую информацию о доноре в электронной базе данных.
Задачей данного модуля является занесение всей информации о первичном осмотре донора и назначение предварительных анализах (например, АЛТ, Общий белок). По каждому визиту ведется история результатов осмотра, и врач-терапевт в любой момент может ознакомиться с данными и результатами анализов прошлых визитов (См. рис. 3). Врач-терапевт в результате осмотра принимает решение о назначении процедуры и отмечает свое решение в программе. В случае обнаружения противопоказаний к процедуре, терапевт регистрирует в базе данных временный либо постоянных мед. отвод.
Рис. 3 Вид экранной формы рабочего места “Терапевт”
Рабочее место “Лаборатория”
Сотрудники лаборатории имеют возможность оперативно работать с любой необходимой им информацией о доноре. После того, как донор прошел терапевтический осмотр, врач назначает ему необходимые предварительные анализы, по результатам которых врач-трансфузиолог может принять окончательное решение о годности донора к назначенной процедуре и о том, что данная процедура будет максимально безопасна для человека, готового сдать свою кровь. Перечень назначенных анализов поступает в АРМ “Лаборатория”, и лаборанты приступают к постановке назначенных анализов. Числовые результаты регистрируются, и программа ведет автоматический контроль введенных результатов. В случае отклонения значения от заданных норм, АРМ сигнализирует об этом яркой красной полосой всем, кто в дальнейшем работает с донором.
Рис. 4 Экранная форма для работы лаборанта с донором
В случае обнаружения брака, донору назначается постоянный либо временный мед.отвод. Хранится полная история по анализам по предыдущим визитам. Маркировка пробирок для забора крови на предварительные анализы осуществляется автоматически при помощи принтеров для печати самоклеющихся этикеток. На каждую пробирке наносится штриховой код, позволяющий всегда однозначно идентифицировать донора в базе данных. Для ввода информации на каждом рабочем месте используются сканеры штриховых кодов.
АРМ “Регистратура отдела заготовки”
В АРМ “Регистратура отдела заготовки” работают регистраторы и врачи-трансфузиологи, находящиеся в предоперационной. Перед началом работы с донором они ожидают результаты предварительных анализов, которые автоматически поступают из АРМ “Лаборатория”. На основании полученных результатов они делают заключение, будет ли назначенная процедура безопасна для донора.
Если никаких противопоказаний не выявлено, с донором продолжается работа. В противном случае, либо назначается более безопасная процедура, либо донор отводится от донации. Предварительные результаты распечатываются на принтере и подклеиваются к карте донора (см. рис. 6).
Рис. 5 Экранная форма мониторинга результатов предварительных анализов
Рис. 6 Бумажный список результатов предварительных анализов
Используя сканер, регистратор считывает штриховой код с карточки донора. На экране компьютера появляются сведения о доноре и назначенная врачом-терапевтом (в соответствующем АРМ) процедура.
На термо-принтере распечатывается необходимое количество технологических этикеток, содержащих персональный штриховой код, Ф.И.О. донора, присвоенный ему номер пакета. Эти этикетки наклеиваются на гемаконы и пробирки-спутники пакета. После состоявшегося визита, регистратор отмечает все результаты визита, при необходимости вписывает комментарии.
Рабочее место “Разбор крови на компоненты”
На данном этапе, непосредственно после состоявшейся процедуры, отмечаются результаты фракционирования, и формируется продукция, которая далее передается в отдел маркировки и паспортизации. На пакетах с продукцией приклеена технологическая наклейка с присвоенным данному пакету уникальным штриховым кодом. Автоматизировано ведение журналов учета и печать внутренних накладных.
Рабочее место “Паспортизация компонентов крови”
После передачи информации из АРМ “Разбор крови на компоненты” и получения информации от лаборатории, в данном модуле проверяется автоматически вся продукция на наличие брака и, в случае его отсутствия, формируется окончательная само-клеющаяся этикетка на каждый пакет. Она содержит всю необходимую для ЛПУ информацию о продукции.
После маркировки оператор отмечает, куда передается продукция в дальнейшем, (это может быть отдел контроля качества, карантинизация, центр управления запасами крови и т.д.) и автоматически формирует накладную о внутреннем перемещении. Для продукции, содержащей брак, программа исключает возможность корректной маркировки, на этикетке печатается крупная отметка “БРАК” и причины. Тем самым минимизируется возможность ошибки оператора, осуществляющего маркировку.
Для печати этикеток используются принтеры термо-трансферной печати.
Рабочее место “Карантинизация”
Этот модуль отвечает за учет продукции, поступающей на карантинизацию. Автоматически отслеживаются повторные визиты доноров, результаты их анализов, возможные браки и поступающая информация об отводах из других учреждений здравоохранения. В случае отсутствия повторных визитов существует возможность автоматической печати приглашений для доноров на повторное обследование.
Если повторный визит донора состоялся и не выявил медицинских отводов, его продукция, находящаяся на карантинизации, приобретает статус карантинизированной. В этом случае печатается этикетка с новым названием продукции и наклеивается на данный пакет. Результаты перемещения продукции фиксируются в автоматически формируемых накладных
Для ускорения приема и обработки продукции используются сканеры штриховых кодов.
Рис. 7. Вид одной из экранной формы рабочего места “Карантинизация”
Рабочее место “Центр управления запасами крови”
АРМ “Центр управления запасами крови” ведет автоматизированный учет продукции, поступающей для выдачи в лечебные подразделения из других отделов. Сюда также заносятся заявки, поступающие из ЛПУ, с указанием реципиентов, которым будут перелиты полученные компоненты крови. Обрабатываются, формируются накладные на выдачу компонентов крови.
Рис. 8. Главное окно рабочего места “Центр управления запасами крови”
Ведется контроль выдачи продукции на каждый пункт заявки. Имеется возможность поиска пакетов по номеру, штриховому коду, фамилии донора, а также просмотра истории их перемещения. Каждый день распечатывается ведомость учета количества продукции, а также предусмотрено автоматическое формирование различных отчетов, журналов, авизо для бухгалтерии, накладных. Для любого донора всегда можно отследить, куда была выдана его кровь и для какого реципиента она была затребована.
Рис. 9. Работа с заявкой-требованием для ЛПУ. Рабочее место “Центр управления запасами крови”
На каждом этапе работы АИС существует возможность оперативного поиска любой информации по любому из доноров, формирования списков доноров по группе крови, резусу, фенотипу и т.д. Ведется дополнительный контроль продукции на возможные медицинские отводы. То есть, в какой бы момент времени ни поступила от лаборатории информация о наличии у донора инфекциях, во всех АРМ, где осуществляется работа с этим пакетом, он будет помечен ярко-красным цветом, и маркировать данный пакет этикеткой готовой к выдаче продукции будет невозможно. Возможно формирование большого количества различных отчетов, накладных о перемещении. Форма отчетов и накладных при желании может меняться.
Имеется возможность проследить судьбу любой продукции с момента прихода донора на станцию до момента выдачи в лечебную сеть.
Информационная система может внедряться “модульно”, ряд рабочих мест имеют возможность работать независимо друг от друга.
На 2010 год информационная система имела данные о
- 95401 доноре, первично зарегистрированном в КГУЗ ККЦК №1;
- результатах 152044 визитов доноров для сдачи крови;
- 108594 человеке, отведенном от донорства;
Отдельные части информационной системы были внедрены в филиалах (Ачинской, Канской, Минусинской и Лесосибирской СПК), где ведется автоматический контроль медицинских отводов и соблюдения сроков процедур. Работы системы была направлена на организацию единого информационного пространства службы крови Красноярского края и преследовала цель повысить безопасность и качество трансфузий.
В настоящее время проект закрыт, в Центр Крови запущена информационная система "АИСТ", интегрированная в общероссийскую систему учета доноров.
За время существования отдела АСУ в разработку уникального на то время программного обеспечения внесли значительный вклад Фроленков И.В., Постников Н.К., Грицкова Л.Э., Сапунов С., Авраменко Д.И., Артемьев М.Е., Мурзинцев А.А., Шалабай А.И., Таскин А.С., Мамац А.А.
Отдел АСУ (презентация АИС Центр Крови).ppt
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА “ЦЕНТР КРОВИ”
И.В. Фроленков, Д.И. Авраменко
2002-2010 годы
Ваши комментарии:
Вконтакте |
|